Все, что не оставляет человека равнодушным.

Не робкого десятка. Или смелость города берет.

{lang: 'ru'}

не робкого десятка— Ты их вот так хворостиной направляй. Легонечко… , — Надежда Семеновна вручила хворостину внуку, — Мама-утка сама знает куда идти, а ты следи, чтобы утята не отстали, понял?

Никита кивнул головой. Бабушка поручила ему ответственное дело отвести утку с утятами на пруд. Было очень жарко, так что поход к водоему был очень кстати. И ничего, что пруд был похож скорее на большую лужу, за лето вода в нем почти высохла. И ничего, что бабушка возилась на огороде в шаговой доступности от прудика. И ничего, что утиное семейство каждый день уже почти месяц совершали этот поход туда и обратно самостоятельно. Ничего…

Внук об этом не знал. И он гордился, что бабушка доверила ему такую миссию: охранять и присматривать.

Он махал веточкой, направляя вереницу. Но один утенок постоянно отбивался: то бабочка совершенно неожиданно пролетала мимо, то травка попадалась необыкновенно вкусная, то пыльца вдруг окутала его желтым облаком. Мир необыкновенно интересен вокруг, и Никита очень хорошо понимал любознательного утенка, но утка-мама призывно крякнув уже уходила…

— Ну давай же, — Поняв, что его веточку утенок совершенно не боится, Никита взял того на руки и, быстро нагнав вереницу желтопопых, опустил утенка на землю и подтолкнул к братьям и сестрам.

Но тот не желал уходить. Он залез на ярко-синий сандалет Никиты и пытался что-то там выклевать. Никита стоял не дыша, чтоб маленький желтый комочек не свалился на землю.

— Вот ведь засранец, — Надежда Семеновна хлопнула в ладошки, и утенок потрусил в сторону крякающей мамы, — Да… этот не из робкого десятка, ничего не боится. Ты с ними построже…

Никита кивнул головой.

Не робкого десятка.

Так обычно говорят о людях, которые славятся своей храбростью. Не то чтобы они не знают, что такое страх, они просто умеют справляться со своими страхами. И в этом их сила.

А вот почему храбрецов исчисляют десятками? Почему не сотнями? Тысячами?

Ведь, как показывает история, каждый из нас в трудный для себя момент может совершить невозможное. Тогда почему все-таки десятками?

Версий снова несколько.

На Руси во времена каких-то военных действий собиралась рать – мужчины, которые умели держать оружие в руках. Войско состояло из княжеской дружины – это так называемые регулярные войска, и призыв – это те, кого позвали на войну долг, честь и зов отчизны. В основном это были обычные люди, проживающие в деревнях и городах, и занимающиеся совершенно мирными делами. Этих называли сермяжным войском.

Вся сермяжная рать делилась на десятки. Обычно в одну десятку входили мужчины из одной семьи, или одной деревни. Десятка формировалась таким образом, чтобы входящие в нее воины могли положиться друг на друга, прикрыть спины друг друга в нужный момент. Поэтому формирование основных десятков поручалось самим крестьянам. Потом из таких десятков формировались сотни, тысячи, и так далее. Сотни уже возглавляли опытные воины из дружины князя.

Главный девиз десятка было: не посрамить семью и Отечество. Чувствуете мощь этих слов. Семья и Отечество становятся одним целым. Самым  ценным, что есть в жизни.

И вот такие небольшие группировки княжеского войска совершали невозможное, поражали своей смелостью и мужеством. Именно о таких говорили с восхищением и гордостью, что они не из робкого десятка.

Версия вторая.

В Древнем Риме за потерю знамени, за дезертирство, за трусость было придумано наказание. Называлось децимация. Всех провинившихся делили на десятки. Каждая десятка воинов тянула жребий. Тот, кому этот жребий выпадал, должен был быть казнен своими же товарищами. Это делалось в назидание. Остальные тоже наказывались, только уже не смертью.

При следующем формировании войска всех снова перетасовывали. Но слухами, как известно, земля полниться. Поэтому воины очень опасались, чтобы в их подразделении не оказались воины из такого вот робкого десятка.

— Ну как, все нормально? – Надежда Семеновна встречала своих подопечных, прикрыв ладошкой глаза от солнца.

Никита гордо кивнул головой.

— Ну молодцы, обед заслужили, — Бабушка с внуком смотрели, как утята за обе щеки уплетали пшенную кашу. Наверное и об утятах так можно сказать.

— Пойдем, мы с тобой тоже обед заслужили. А знаешь, что у нас сегодня на обед? Вкуснющий борщ со сметаной, потом блинчики с вареньем … И арбуз.

Никита сглотнул, есть хотелось ужасно.

Он помыл руки. Правая рука была покрыта крапивными поцелуями и жутко зудела. Это малыш-утенок завел его в такие заросли. Но жаловаться Никита не стал. Если уж желтопопый малыш не боится крапивы, то и ему … уже почти взрослому мальчику, стыдно жаловаться на такие глупости. Он ведь тоже не из робкого десятка.

 

Я всегда рада видеть вас на страницах сайта «Хочу все знать»

Другие похожие статьи можно прочитать на страничке «Интересное».

 

Мои знания

 

 

Здесь Вы можете подписаться на Новые статьи. Введите ваш e-mail:

 

 

41 комментарий: Не робкого десятка. Или смелость города берет.

  • Вот подумалось сейчас: как же здорово, что ещё есть утята, есть бабушки, их содержащие и есть мальчик Никита, которому за счастье их пасти :). Деревенское лето! Милое и такое знакомое)
    По поводу выражения, то я за первый вариант, древне-русский.

    [Ответить]

  • Интересная статья о храбром утенке, и хотя мы часто употребляем при разговоре выражение «не робкого десятка», объяснение узнала лишь из твоей статьи, Алла. Ты, своими статьями просвещаешь многих из нас!

    [Ответить]

  • Вот теперь можно употреблять это, всем знакомое выражение, со знанием дела! Целых две версии, объясняющие возникновение этого словосочетания, а ведь даже и не задумывалась никогда, почему десятка, а не сотни, или тысячи!

    [Ответить]

  • Очень интересно было узнать о возникновении выражения «не робкого десятка». Римляне, как всегда жестоки, хотя кто знает, чем руководствовались они, наказывая смертью робких воинов. Может быть и за дело, в назидание подобным тем, кто не проявил храбрость в бою.

    [Ответить]

  • Восхитила первая версия возникновения выражения «не робкого десятка». Во имя семьи и Отечества храбрецы совершали невозможное, порой! Конечно, такими воинами можно было гордиться, невзирая на их низкое происхождение! Очень интересно, Алла!

    [Ответить]

  • Всё же первая версия — она ближе по самой сути природе русского человека. Ведь на этом выстроена была идеология казачества: «Сам погибай, но товарища выручай». Этот девиз действовал и во время ВОВ, да и в наши дни тому подтверждение бой псковских десантников с чеченскими боевиками.

    [Ответить]

  • Конечно, я тоже за первый вариант, русский менталитет все-таки. Как все продумано было четко у наших предков, порой диву даешься. Такая милая зарисовка из деревенских каникул, вспомнилось лето у бабушки в деревне.

    [Ответить]

  • Я тоже за первую версию. Она нам ближе и понятнее. Спасибо, Алла, за интересные и познавательные статьи!

    [Ответить]

  • Замечательная история, интересная и даже поучительная. Данное выражение сейчас не каждый день услышишь, но знать о нем, знала. Спасибо за интересное толкование!

    [Ответить]

  • Очень интересно и познавательно, Алла! Спасибо! Для смелых, храбрых, кто ничего не боится выражение «Не робкого десятка» первая версия, конечно, предпочтительней. Для русского человека это свойственно. А вот вторую версию (Древнего Рима) для храбрецов и героев мы бы обозначили так «Не из робкого десятка».

    [Ответить]

  • Не робкого десятка — выражение, которое ассоциируется с образом юноши смелого, храброго, который ничего не боится и на которого можно положится.
    Замечательный рассказ про утенка, напомнил мне моего старшего внука.
    Первая версия толкования этого выражения более интересна и правдоподобна.

    [Ответить]

  • Очень часто это выражение применяется, но многие не знаю как действительно оно произошло!!!

    [Ответить]

  • Интересная сказка о мальчике и утенке, Алла. Понравилось выражение «желтопопый», не слышала раньше про что так говорят утят 🙂 Бабушка (моя тезка) тоже правильно поступила, борщем накормила ребенка.
    Выражение «не робкого десятка» конечно знаю, но не знала всех подробностей. Спасибо за рассказ.

    [Ответить]

  • В толпе детишек всегда найдется хотя бы один такой непоседа любопытный. А пояснения смысла, как обычно, расширили познания… Спасибо, Алла.

    [Ответить]

  • Так у Вас интересно на сайте! Постоянно мы говорим знакомые с детства фразы, но, не всегда задумываемся о том, откуда они родом. С удовольствием почитала о происхождении фразы «Не робкого десятка».

    [Ответить]

  • Первая версия ближе. Но и вторая имеет право быть. Рассказ про утят, бабушку и Никиту чудесный. Спасибо!

    [Ответить]

  • Очень понравился рассказ об утятах и мальчике, и почему-то вспомнилось мое лето в деревне у бабушки. Хорошее было время! Теперь сына некому в деревню отдать — все бабушки в городе, в квартирах))

    [Ответить]

  • Спасибо за историю) обе версии имеют право на жизнь)

    [Ответить]

  • Про такое высказывание слышу впервые. Такие истории реально, мне очень понравились!

    [Ответить]

  • Мне больше по душе первая версия происхождения этого выражения. Вторая уж больно грустная, хотя тоже могла бы иметь место, в Древнем Риме и не такие жестокости случались.

    [Ответить]

  • Очень известное и популярное выражение. А вот спроси у кого-то, откуда оно пошло, и мало кто ответит на этот вопрос

    [Ответить]

  • Слава Богу что эти чудовищные времена прошли, и таких казней какие были в Риме уже не производят. Вполне могло от этого произойти произношение крылатого выражения не робкого десятка.

    [Ответить]

  • Вторая версия возникновения этой фразы, где свои убивали своих — жуткая. Уж лучше придерживаться первой версии, героической…

    [Ответить]

  • Просто поразительно! Иногда употребляешь это выражение, но даже не знаешь, что у него есть свои корни, которые уходят в глубокую древность. Спасибо за разъяснения.

    [Ответить]

  • Всегда радуюсь, когда на Вашем сайте узнаю разъяснения хорошо известным выражениям. Надо же! «Не из робкого десятка» тоже имеет свою историю, уходящую в древность.

    [Ответить]

  • Мне ближе первая версия, она полна смысла, достоинства, а значит и уважения. И совсем не согласна со второй, где людей убивают. Поэтому теперь, когда будем использовать это выражение, в уме всегда будем думать о первом значении этого словосочетания.

    [Ответить]

  • Не слышала раньше про сермяжную рать. Интересно. Мне больше понравилась первая версия. Особенно зацепили слова «не посрамить семью и Отечество».

    [Ответить]

  • Алла, такая теплая, душевная история про Никиту и утенка ))) И про выражение не из робкого десятка интересно было узнать, откуда оно пошло, хотя бы примерно. В любом случае занятный экскурс в историю!

    [Ответить]

  • Милый, приятный рассаз, навеял детские воспоминания о поздках к бабушке в деревню. Конечно же, я за первую версию, она нам ближе.

    [Ответить]

  • Очень нравится Ваш стиль написания историй. Вам нужно сказки детские писать. И, как всегда, интересно узнать о значении фразеологизма «не робкого десятка».

    [Ответить]

  • Римская версия происхождения поговорки понравилась больше))) Более поэтичная, что ли))

    [Ответить]

  • Замечательное толкование, с удовольствием прочла.)

    [Ответить]

  • История душевная, часто говоря известные высказывания, не задумываешься об их происхождении.
    Алла, а только два варианта? Может ещё какие варианты есть?
    Из предложенных ближе первый.

    [Ответить]

  • Замечательно пишете, всегда получаю удовольствие от чтения ваших статей. Спасибо вам за это.

    [Ответить]

  • Ну вот, теперь понятно про «десяток» )) Все версии, по-своему объясняют точность фразеологизма.
    Алла, благодарю за бесконечное расширение кругозора!

    [Ответить]

  • Когда слышу подобные выражения, сразу вспоминаю ваш сайт! Кстати и в интернете не нужно искать, можно на вашем сайте найти объяснение многим выражениям.

    [Ответить]

  • Милая и трогательная история про мальчика и храброго утенка, он оказывается не из робкого десятка. С интересом прочитала статью, обе версии заслуживают внимания, однако русская мне больше по душе пришлась.

    [Ответить]

  • Такое всем знакомое выражение, а ведь мало кто правильно ответит, почему так говорят. Теперь я знаю, почему.

    [Ответить]

  • Выражение очень жизненое и до сих пор актуальное, поэтому легко преодалело столетия и дожило до наших дней. Мне ближе предположение, что у выражения «русский след». Ну, очень интересно. Спасибо за рассказ.

    [Ответить]

  • Слова «Не робкого десятка» встречаются мне очень редко. Было очень интересно почитать, что они означают.

    [Ответить]

  • Во имя семьи и Отечества не только в древней истории совершались подвиги, несоизмеримые с обстоятельствами. Во время ВОВ спирт + мат. И как мне рассказывал старенький ветеран, что победили фашистов благодаря спирту и русскому мату. Мат был на войне как молитва. И смелость соответственно была во имя Родины.

    [Ответить]

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Я в твиттере
Реклама от Google